Репертуар
Площадь искусств, Музыкальная коллекция
Административные и художественные службы филармонии
Информация о филармонических оркестрах и дирижерах
Гастроли оркестров
Историческая спрaвка
Пресса написать письмо в  Большой зал
Спонсоры написать письмо в Малый залНа ГлавнуюEnglish version
перейти на главную страницу нажмите, чтобы добавить сайт в избранное перейти на главную страницу

Заслуженный коллектив России академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ

«Этот оркестр… бросает вызов обстоятельствам и случайностям. Он был, есть и будет все таким же необыкновенным». Этот отзыв зарубежной прессы минувшего сезона посвящен ЗАСЛУЖЕННОМУ КОЛЛЕКТИВУ РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ СИМФОНИЧЕСКОМУ ОРКЕСТРУ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ. История коллектива началась 16 июля 1882 года, когда по Повелению Александра III был создан Придворный музыкантский хор. Преобразованный в Придворный оркестр, коллектив в начале XX века впервые в России исполняет симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфонию Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина и Первую симфонию Стравинского. Оркестром дирижируют А.Никиш, Р.Штраус и А.Глазунов, посвятивший коллективу свою «Торжественную увертюру». В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным, его возглавляет С.Кусевицкий.

В 1921 году коллектив получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания, открывается первая в стране филармония. Беспрецедентная по размаху деятельность оркестра привлекает в ее стены новую, подчас далекую от классической музыки аудиторию. В коллективе проходят школу дирижерского мастерства выдающиеся отечественные музыканты. С ним сотрудничают крупнейшие западные дирижеры – Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Г.Абендрот, О.Фрид, Э.Клайбер, П.Монтё и О.Клемперер, солистами выступают В.Горовиц и С.Прокофьев. Оркестр осваивает обширный современный репертуар. В 1918 году он представляет премьеру «Классической симфонии» Прокофьева (дирижер – автор), а в 1926-м – Первой симфонии Шостаковича (дирижер Н.Малько).

В 1934 году оркестру – первому в стране – присваивается звание «Заслуженный коллектив Республики». В 1938 году начинается полувековая «эпоха Мравинского» – годы кропотливой работы, выдвинувшие оркестр в ряд известнейших коллективов планеты. В 1946 году проходит первая в истории отечественного симфонического исполнительства зарубежная поездка оркестра. За ней следуют регулярные гастроли во многих странах мира, выступления на самых престижных европейских фестивалях. Уникален творческий альянс Д.Шостаковича и Е.Мравинского, которому композитор посвящает Восьмую симфонию. Пять симфоний Шостаковича исполняются дирижером и Заслуженным коллективом впервые – так создается, по сути, авторская традиция интерпретации этих знаменитых партитур. Музыка ХХ века (широкий круг отечественных и зарубежных авторов) в целом занимает в программах оркестра значительное место. На посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К.Зандерлинг, А.Янсонс и М.Янсонс, в качестве приглашенных маэстро за пульт встают Л.Стоковский, Л.Маазель, З.Мета, К.Мазур, Е.Светланов, Г.Рождественский и дирижеры-композиторы Б.Бриттен, А.Копланд, З.Кодаи, В.Лютославский, Л.Берио, К.Пендерецкий. В концертах оркестра солируют В.Клиберн, Г.Гульд, А.Бенедетти Микеланджели, И.Стерн, С.Рихтер, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, Л.Коган, М.Ростропович, Э.Вирсаладзе, Н.Петров, Г.Соколов, В.Третьяков, Н.Гутман, В.Крайнев, В.Спиваков, А.Любимов.

С 1988 года – уже четверть века – коллективом руководит Юрий Темирканов. «Темирканов «прост», добиваясь внимания оркестра лишь взглядом или тенью улыбки. Но в результате оркестр необычайно точно реагирует на знаки дирижера. Редко я слышал звук струнных такой полноты и такой глубины, как в этом фантастическом коллективе. И нет никакой механистичности! Экстраординарный контроль, и в то же время радость, передаваемая многочисленными улыбками на лицах оркестрантов. Радость и спокойствие. Такое спокойствие держит горы. Здесь ни дирижер, ни музыканты не делают выспренних жестов, в оркестре нет движений как в беспокойном море, звук будто исходит из недр идеально смазанного механизма». Так французская критика оценила уровень коллектива осенью 2012 года. Репертуар оркестра постоянно пополняется новыми сочинениями – в их число недавно вошли исполненные впервые в России «Польский реквием» Пендерецкого, «Прерванная песня» Ноно и «Post-scriptum» В.Кисина. Насыщенная гастрольная практика коллектива только в прошедшем сезоне включила концерты в амстердамском Концертгебау, венском Музикферайне, парижском Театре Елисейских полей и мадридской Национальной аудитории, после выступления в которой испанская «El Pais» писала: «Все было пронизано покоряющей силой, неудержимой эмоциональностью, ощущением истины и глубины. Точный выбор темпов, музыкальное напряжение, виртуозное исполнение каждого артиста и всего коллектива в целом. У этих музыкантов Чайковский живет в крови, похоже, что все они – прямые потомки композитора».

Нынешний сезон оркестр и его главный дирижер открыли масштабным турне по странам Европы. Коллектив уже по традиции стал участником таких музыкальных форумов, как фестиваль во французском Анси (в качестве оркестра-резидента) и фестиваль MiTo в Италии. Следом оркестр дал концерты во франкфуртской Alte Oper, на Люцернском и Брукнеровском фестивалях. Всего на сезон запланировано семь зарубежных поездок, наряду с выступлениями в России и европейских странах состоятся гастроли в Японии и США. Публику Большого зала филармонии ждут такие яркие события, как чествование Ю.Темирканова на фестивале «Площадь Искусств» (у маэстро двойной юбилей – ему исполняется 75 лет, 25 из которых он возглавляет Заслуженный коллектив России), продолжение авторского цикла Г.Рождественского, петербургская премьера симфонии Десятникова «Зима священная 1949 года» и российская премьера опуса Шенга (под управлением автора, солирует перкуссионистка Э.Гленни). Кроме того, прозвучат Немецкий реквием Брамса, фрагменты опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского, сочинения Шёнберга, Яначека, Пуленка, Роты, Бернстайна; М.Тилсон Томас продирижирует малоизвестной музыкой своего соотечественника Копланда, а Э.Вит представит новую для многих фигуру польского композитора-симфониста Карловича. С коллективом также приглашены выступить дирижеры К.Нагано, М.Янсонс, И.Марин, М.Юровский, В.Синайский и А.Ведерников, солисты Н.Луганский, Д.Мацуев, Е.Кисин, Э.Вирсаладзе, В.Репин, С.Сёдзи, Ю.Башмет, Н.Гутман, М.Майский, Н.Дессей, П.Бурчуладзе, Э.Гленни и пианисты-лауреаты конкурса имени королевы Елизаветы 2013 года.

 

Подборка цитат зарубежной прессы сезона 2012/2013:

«Стилистическая гибкость оркестра была поразительной – переход от Брамса к Шостаковичу удался, как будто их разделял лишь один маленький шаг. Благодаря Юрию Темирканову, музыканты филармонического оркестра создали в высшей степени актуальную звуковую картину. Голоса были четко артикулированы, сыгранность была точнейшей, при этом исполнение отличалось живостью и технической уверенностью. Впечатляющие примеры истинных мгновений музыки, которыми этот вечер был наполнен прямо-таки до отказа!» (из статьи «“Музикферайн”: петербуржцы, Темирканов – экстра-класс!»).

«Kronen Zeitung», Австрия, 2012

 

«… петербургский оркестр действительно национален, это оркестр с глубокими корнями, несравненный по звуку и репертуару, с яркой индивидуальностью».

«Поразила способность Темирканова добиться от оркестра невероятных оттенков красок, тяжести или лёгкости, тонкости или грубости... И все это соткано в пламени музыки!»

«Исполнение сюиты [из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта»] вновь показало невероятное качество оркестра филармонии, энергичность и молодость его духовых, неистовствующих в дикой звучности, когда кажется, что сама материя становится ощутимой… Темирканов, собранный и бережливый, вытягивает это оркестровое море на пианиссимо, нежное, как одежды молоденькой девушки. Все играют так, словно музыка бесценна. Фантастическая техника, весь коллектив как единое целое».

“Le Monde”, Франция, 2012

«… за два концерта [в парижском театре Елисейских полей] оркестр завоевал абсолютную признательность аудитории».

«Каждый должен мечтать очутиться во главе этого оркестра – его гибкость позволяет добиться роскошных эффектов и агогики, однородность всех тембров, особенно блистательная у струнных, одновременно ни сколь не вредит передаче рельефности музыки. Качество звука у солистов и вовсе ослепительное. Партия ударных скандирует ритм без каких-либо помарок. Особенно стоит отметить точность динамики, например, в моменты тутти, когда музыка буквально “превращается в дыхание”».

ResMusica.com, Франция, 2012

 

«У парижан уже сложилась привычка приходить на авеню Монтень [в театр Елисейских полей], чтобы услышать оркестр царского города и его превосходного руководителя».

Anaclase.com, Франция, 2012

 



 

 

 

 

 


Афиша

Большой зал
Репертуар

Январь
Февраль 

 

 Видео

 

 

 Специальные проекты:

Дневник гастролей 

Беседа перед концертом

Творческие встречи

Концерты в Фойе

Конкурсы


Информационный центр 
Филармонии

 Музыкальная
библиотека

 
Детские рассказы и рисунки

Орган

Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА
Часы работы кассы
с 11.00 до 20.00,
(в дни концертов до
окончания антракта)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 710-42-90


Касса МАЛОГО ЗАЛА
Тел.(812) 571-83-33
часы работы кассы
с 11.00 до 19.00,
(в дни концертов до 19:30)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 571-42-37

© 2000-2012, Copyright Saint-Petersburg Philharmonia®
Web-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru