Репертуар
Площадь искусств, Музыкальная коллекция
Административные и художественные службы филармонии
Информация о филармонических оркестрах и дирижерах
Гастроли оркестров
Историческая спрaвка
Пресса написать письмо в  Большой зал
Спонсоры написать письмо в Малый залНа ГлавнуюEnglish version
перейти на главную страницу нажмите, чтобы добавить сайт в избранное перейти на главную страницу

Монолог Александра Раскатова перед концертом
в Большом зале Филармонии 30.10.12

Записала Марина Аршинова

О симфонии Misterium Magnum

Сочинение, которое будет исполнено сегодня в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, симфония Misterium Magnum, было написано по заказу Базельского симфонического оркестра. Для меня то, что оно прозвучит в России в исполнении этого оркестра, очень важно, ибо искусство и музыка, то, чем мы занимаемся, должно быть выше каких-то сиюминутных интересов, более того, должно помогать найти общий язык в решении политических и межгосударственных вопросов.

Я очень рад, что мое сочинение в Петербург и Москву привезет американский дирижер, работающий в Швейцарии, это значит, что мы все занимаемся общим делом независимо от места проживания, языка, и для меня этот аспект очень важен. Для меня это важнейший опыт и огромная честь. Я считаю себя российским композитором, даже если сейчас я физически проживаю не в России, а в Западной Европе.

Это очень большое сочинение; оно написано в расчете на целое отделение, в Базеле его исполняли 50 минут. К тому же в исполнении приняли участие, помимо моего большого друга дирижера Рассела Девиса, два солиста: это Елена Васильева и Николай Диденко. Васильева - человек, благодаря которому я гораздо больше узнал о природе и некоторых сторонах человеческого голоса, я очень ей благодарен ей за это.

Смысл симфонии

Смысл моего сочинения состоит в том, что это большая вокальная симфония, которая продолжает традиции 14 симфонии Шостаковича. По крайней мере, мне самому этого очень хотелось бы, ибо Шостакович является одним из самых больших моих героев, одним из самых любимых композиторов. Поэтому я выбрал такой жанр. Что касается текстов - они на немецком и на русском языках. Парацельс жил в Базеле, а Мандельштам и Тютчев в Петербурге. Якоб Беме был мистик и крупнейший немецкий философ. Несмотря на то, что на первый взгляд это может показаться странным, для меня все четыре этих имени сочетаются. Парацельс и Беме - два мистика, которые ставили себе задачу с помощью алхимии найти новые элементы бытия, прикоснуться к тайнам, которые были неизвестны и до сих пор остаются не известны. А Мандельштам и Тютчев - это два великих русских поэта; они хотели дойти до тайн слова и, главное, не переступать порога этих тайн. Поэтому в моей симфонии Первая часть «Силентиум» написана на стихи Тютчева, а последняя, тоже «Силентиум» на стихи Мандельштама. Потому что есть в мире тайны, которые не дано познать. И главный момент всего сочинения - это тайна, которую объяснить нельзя, но можно к ней прикоснуться и почувствовать.

Я отбирал тексты сам, и примерно знал, что я ищу. Парацельс жил в Базеле, и это в данных обстоятельствах очень важно. Мой сын помог мне в отборе и переводе текстов Парацельса и Беме. В отношении русской поэзии мне помощь была не нужна, я очень хорошо знаю русскую поэзию и понимал цель поисков: при помощи этой поэзии прикоснуться к последней тайне, которую нельзя объяснить.

Проблема сердечной недостаточности 
в современном искусстве

Я всегда пишу свою музыку не рационально, мне абсолютно чужда аналитическая сухость так называемой поставангардной музыки, ее рациональное сухое исследование; для меня важно сохранить интуитивный, инстинктивный подход к сочинению, и поэтому эта тема - прикосновения к непостижимой тайне - мне как композитору очень близка.

Мне кажется, что музыка современная, особенно в Европе, которую я много слушаю, она вся базируется на технологиях и на каком-то одноразовом эксперименте, а я устал от экспериментов, жизнь коротка, и в сочинении музыки главная цель - найти путь от сердца к сердцу. Ведь главная болезнь современной музыки - сердечная недостаточность, это, как мне кажется, главная болезнь очень многих современных западных течений искусства, при всем интересе, которые они вызывают.

О российской премьере симфонии

Несмотря на то, что я из Москвы, я очень люблю Петербург. Я не могу сегодня присутствовать на концерте в Петербурге, потому что сегодня же в Амстердаме премьера моего виолончельного концерта и по долгу службы я должен быть в Амстердаме, но душой, признаться, я в Петербурге, и очень надеюсь, что концерт пройдет хорошо, и верю, что со временем и еще что-то из моих сочинений прозвучит в Петербурге, ибо 90 процентов из того, что я написал за последние 15 лет, не было исполнено в России.

Для меня это особенно важно сейчас, когда я живу в Европе, еще раз обрести свои российские музыкальные корни. Я надеюсь, что есть какие-то вещи, которые связывают меня с Россией, где я сорок лет прожил и куда, может, вернусь на старости лет. Прямых цитат в моей симфонии нет. Есть аллюзии с русской хоровой церковной культурой, условные аллюзии, связанные с идеей русской песни, моменты общечеловеческие, связанные с симфонизмом Малера и Шостаковича, двух композиторов, которых я очень и очень люблю. И есть аллюзии, связанные со старой хоральной средневековой музыкой, что к России впрямую не относится, но там есть по моему ощущению много русского пейзажа. Я не хочу давать никаких разгадок, каждый, слушая мою музыку, для себя может решить, представить себе что-то свое.

 


Афиша

Большой зал
Репертуар

Январь
Февраль 

 

 Видео

 

 

 Специальные проекты:

Дневник гастролей 

Беседа перед концертом

Творческие встречи

Концерты в Фойе

Конкурсы


Информационный центр 
Филармонии

 Музыкальная
библиотека

 
Детские рассказы и рисунки

Орган

Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА
Часы работы кассы
с 11.00 до 20.00,
(в дни концертов до
окончания антракта)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 710-42-90


Касса МАЛОГО ЗАЛА
Тел.(812) 571-83-33
часы работы кассы
с 11.00 до 19.00,
(в дни концертов до 19:30)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 571-42-37

© 2000-2012, Copyright Saint-Petersburg Philharmonia®
Web-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru