Репертуар
Площадь искусств, Музыкальная коллекция
Административные и художественные службы филармонии
Информация о филармонических оркестрах и дирижерах
Гастроли оркестров
Историческая спрaвка
Пресса написать письмо в  Большой зал
Спонсоры написать письмо в Малый залНа ГлавнуюEnglish version
перейти на главную страницу нажмите, чтобы добавить сайт в избранное перейти на главную страницу

 

Интервью с Евгением Кисиным
27 мая 2009 года
Беседовала Марина Аршинова

М.А. - Любите ли Вы наш город, Санкт-Петербург?

Е.К. - Очень. А кто не любит? Я таких не знаю, ни среди россиян, ни среди иностранцев. Одна моя знакомая, итальянка лет семидесяти, что больше половины своей жизни прожила в Лондоне, побывав в Санкт-Петербурге, сказала: «Мне просто смешно сравнивать какие-то города с Санкт-Петербургом». Была в полном восторге и даже более того.

М.А. - Вам удавалось погулять, побродить по городу?

Е.К. - Удавалось, но давно, тогда, когда я приезжал еще подроcтком и в полной мере не мог оценить всю концентрацию этой красоты. В следующем сезоне я восемь месяцев не буду играть концерты. С сентября по январь включительно и с марта по июнь. У меня будет много свободного времени, кто знает, может, и приеду в Петербург, и побуду здесь подольше.

М.А. - Вы устали от концертов, хотите отдохнуть?

Е.К. - Нет, просто хочется сделать хотя бы что-то из того, на что обычно не хватает времени. Выучить новых произведений в репертуар, потом книг есть много не прочитанных, фильмов прекрасных, да просто интересных мест на земле, где хочется побывать.

М.А. - Что именно планируете выучить?

Е.К. - Произведений так много, что я до сих пор еще думаю, чему же посвятить это время. Попробую пойти в разные стороны, в музыку разных стилей: импрессионистов, например, хочу побольше играть. Старинную музыку очень люблю, но с ее исполнением нужно еще определиться: понятно, что с музыкой, написанной для далеких предшественников современного рояля, неизбежно возникает вопрос: как ее исполнять? Вопрос гораздо больший, чем с музыкой XVIII-XIX веков.

М.А. - Михаил Плетнев в телеэфире высказал парадоксальную мысль о том, что гряда великих композиторов, возвышающаяся на протяжении нескольких веков, закончилась на Шостаковиче.

Е.К. - Я не считаю эту мысль парадоксальной. Ее придерживаются и другие музыканты. Я бы, впрочем, вместо Шостаковича назвал бы Мессиана, что пережил Шостаковича на 17 лет. Я бы не стал говорить, что великой музыки с тех пор не создавалось, но мне не приходилось слышать после Мессиана ничего, что приближалось бы к уровню классиков прошлого. Если время покажет, что это действительно так, ничего противоестественного здесь нет. Многие считают, что в наше время и писателей масштаба Томаса Манна нет. Если бытие классической музыки действительно подошло к концу, в этом нет чего-то противоестественного или трагичного. Противоестественного – потому что все на свете кончается, а трагичного – потому что столько прекрасной музыки уже создано. Чем дольше я живу на свете и познаю классическую музыку – все только убеждаюсь в том, сколько есть прекрасных произведений. Надеюсь, что проживу достаточно долго для того, чтобы побольше их сыграть.

М.А. - Вы смогли бы прокомментировать произведения, которые исполняли на концерте?

Е.К. - Я не умею говорить о музыке словами. У меня есть естественное ощущение, что музыка выше слов. Многие разделяли и разделяют это убеждение. Ницше говорил: «Когда не хватает слов, начинается музыка». Есть люди, для которых комментирование музыки словами является делом жизни. Михаил Казиник, например. Он выступает с лекциями-концертами, посвятил жизнь приобщению людей к искусству. Но даже он сам признает, что слова неадекватны. Слова - это для тех, кто еще далек, кому необходимо только настроиться на восприятие музыки. Но слова зачастую оставляют ощущение пошлости и даже кощунственности. Что, если я скажу, что финал Концерта Бетховена полон юмора и мне весело его играть?

М.А. - Вы говорите о музыке с Анной Павловной Кантор, Вашим учителем? И как сейчас строятся ваши взаимоотношения?

Е.К. - Мы обсуждаем обычно мое исполнение, а не саму музыку. Я ей играю перед выступлениями, показываю новые программы. Анна Павловна часто со мной ездит на гастроли, слушает меня на репетициях в зале перед концертом. За все годы она стала мне близким другом, практически членом нашей семьи. У нее никогда не было собственной семьи, и мы с ней очень сблизились.

М.А. - У Вас уникальная судьба. Мировое признание в раннем возрасте, один педагог на всю жизнь… .

Е.К. - У Ойстраха был один педагог - Столярский, у Рихтера - Нейгауз. Такие примеры есть. Глен Гульд - тоже имел лишь одного педагога.

М.А. - Как, кстати, Вы относитесь к его творчеству?

Е.К. - Мы с ним, конечно, музыканты разного плана, я говорю о музыкантском типе. Мы принадлежим к разным стилям и репертуар у нас тоже разный. Но есть у него и вещи, которые мне очень близки. В смысле отношения к записям - мы с ним полные противоположности. Мои лучшие записи - с концертов, в то время как он делал записи в студии. Жизнь не оправдала его прогнозов - концертные залы продолжают существовать. Я сам без концертов не могу жить.

М.А. - Вернемся к Вашей экстраординарной карьере...

Е.К. - Да, мне повезло.

М.А. - И все же, есть ли что-то, что было упущено?

Е.К. - Возможно, если только я сам что-то упустил.

М.А. - Какова цена такого успеха?

Е.К. - Для меня вопрос о цене никогда не стоял, и если Вы подразумеваете, что пришлось чем-то пожертвовать, то, даже если и так, это было что-то незначительное, то, что не представляет для меня ценности. Например, пианистам нельзя играть в волейбол. Ну и что? По-настоящему я могу жалеть только о том, что сам порой не до конца использовал свои возможности.

М.А. - Вы перфекционист?

Е.К. - Да. Это естественное свойство моей натуры.

М.А. - Вы счастливы?

Е.К. - Это вопрос очень глобальный и философский, на который трудно ответить однозначно. Бывают моменты счастья и бывают моменты разочарований, но, во всяком случае, я уж никак не могу назвать себя несчастливым человеком, особенно думая о том, что миллионы на земле умирают в младенчестве, миллиарды людей голодают...

М.А. - Вы не думали о том, чтобы начать дирижировать?

Е.К. - Нет. Нет. Чем больше я играю на рояле, тем больше убеждаюсь, как это трудно. Можно лишь мечтать о том, чтобы, как я уже говорил, хватило жизни на должном уровне играть на рояле. Для того чтобы делать что-то хорошо, нужно посвятить этому всю жизнь. Вы же меня спрашивали, перфекционист ли я. И потом, когда я пытаюсь представить себе дирижирование, думаю так: на рояле я играю сам, а дирижеры вынуждены прибегать к помощи других людей. Мне больше нравится первое. Вот Юрий Хатуевич Темирканов - прирожденный дирижер. Где-то в шутку он сказал, что многие начинают дирижировать, видя как это легко. Он же мне рассказывал, как учился у великих Мусина и Рабиновича. Как и полагается этому ремеслу учиться: и фуги писал, и инструментовки делал.

Мы с ним очень любим друг друга. Любим проводить вместе свободное время. Между нами есть химия, что очень важно в работе. Когда мы репетируем, выступаем на сцене, мы просто работаем. И тем не менее, с людьми, к которым испытываешь личную симпатию, выступать приятнее. Мы играем вместе более 20 лет. Познакомились с ним в Амстердаме в 1988, где оба были на гастролях. Месяцем позднее встретились в Лондоне, где ужинали после концерта, и он рассказывал, как любит Брамса. Кстати, к вопросу о счастье. Это Темирканов мне как-то сказал: «Когда мне плохо, я смотрю на улицу и думаю: вот эти люди вокруг не знают Брамса, а я знаю».

М.А. - О Вас говорят как о человеке разносторонних интересов. Какова Ваша жизнь вне профессии?

Е.К. - Какие-то вещи мне интересны, какие-то совсем нет. Однажды я воспользовался услугами астролога, женщины, что жила по соседству с нами в Лондоне. Она дала четкое описание моего характера, настолько четкое, что я сам вряд ли смог бы сформулировать лучше. У меня, оказывается, из десяти семь планет в воздухе и ни одной на земле. Поэтому меня не интересуют материальные вещи, а интересуют идеи. Меня интересуют люди, которые снабжают меня идеями.

М.А. - Вы не пробовали писать прозу?

Е.К. - Прозу - нет. Но недавно в Москве я играл концерт, завершающий фестиваль памяти Е.Ф.Светланова, которому исполнилось бы сейчас 80 лет. Меня попросили об интервью в форме переписки по электронной почте. Я начал отвечать на вопросы, и в результате у меня вместо ответов получилось нечто вроде воспоминаний в виде небольшой статьи. Ее напечатали в программке концерта вместо обычной аннотации. Я получил удовольствие от этой работы.

М.А. - Вы прекрасно владеете языком, не только русским, но и английским...

Е.К. - Я начал постоянно говорить по-английски в 20 лет, перебравшись в Америку, и для того, чтобы в таком возрасте полностью избавиться от акцента, нужно заниматься языком профессионально. Английский язык очень богат, и до сих пор, в целом прекрасно понимая смысл текстов, иногда встречаю незнакомые слова.

М.А. – Назовите, пожалуйста, Вашу любимую книгу, написанную на английском языке

Е.К. - Могу перечислить несколько шекспировских пьес.

М.А. - Вы также говорите и по-немецки, и по- французски?

Е.К. - О, лишь на бытовом уровне. Каждый раз, когда начинаю учить язык, под руку попадается что-то более интересное.

М.А. – Став «гражданином мира», Вы поселились в Париже…

Е.К. - Когда мы уехали из России, сначала жили в Нью-Йорке. Но мне всегда хотелось жить в Европе. Сначала мы переехали в Лондон, затем осели в Париже. Он ближе к центру Европы, мне удобнее так ездить на концерты, да и климат там лучше. Не так сыро как в Лондоне…

М.А. - Огромное спасибо Вам, Женя, за Ваш рассказ, всего Вам самого лучшего и до новых встреч!

© При копировании текста интервью ссылка на сайт филармонии обязательна ®


Афиша

Большой зал
Репертуар

Январь
Февраль 

 

 Видео

 

 

 Специальные проекты:

Дневник гастролей 

Беседа перед концертом

Творческие встречи

Концерты в Фойе

Конкурсы


Информационный центр 
Филармонии

 Музыкальная
библиотека

 
Детские рассказы и рисунки

Орган

Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА
Часы работы кассы
с 11.00 до 20.00,
(в дни концертов до
окончания антракта)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 710-42-90


Касса МАЛОГО ЗАЛА
Тел.(812) 571-83-33
часы работы кассы
с 11.00 до 19.00,
(в дни концертов до 19:30)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 571-42-37

© 2000-2012, Copyright Saint-Petersburg Philharmonia®
Web-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru