Репертуар
Площадь искусств, Музыкальная коллекция
Административные и художественные службы филармонии
Информация о филармонических оркестрах и дирижерах
Гастроли оркестров
Историческая спрaвка
Пресса написать письмо в  Большой зал
Спонсоры написать письмо в Малый залНа ГлавнуюEnglish version
перейти на главную страницу нажмите, чтобы добавить сайт в избранное перейти на главную страницу

Встреча с Валерием Афанасьевым 
01.10.2010

О Зальцбургском фестивале 

Это большое событие в музыкальной жизни всего мира, это праздник. В том числе и для меня самого. Публика самого высокого уровня, несомненно, собирается в Зальцбурге. Здесь Тосканини дирижировал, Фуртвенглер, Бруно Вальтер, словом, все великие. Караян на Зальцбургском фестивале дирижировал вплоть до самой смерти, там, собственно, и умер. Испытываешь особое ощущение, когда видишь, как мужчины и женщины ходят по Зальцбургу в смокингах, в вечерних платьях. Собирается целая толпа для того, чтобы посмотреть как публика входит в концертный зал. Во-первых, все очень нарядно одеты, и во-вторых, это уже само по себе событие.

Часть фестиваля обычно посвящена какому-то современному композитору, например, был Варез в сочетании с Листом, Шёнберг - Брамс. Эти концерты очень хорошо продаются. В этом году я играл в Зальцбурге последние опусы Брамса, в позапрошлом - Листа. Я люблю посвящать весь вечер одному композитору, не люблю играть на бис. С этим связана одна поучительная история в моей жизни.

Я как-то играл концерт в Барселоне, лет 10 тому назад. После концерта встретился с организатором. Мы замечательно провели вечер, меня он хвалил, других ругал. Мы договорились, что он организует мне турне по Испании. Потом он исчез. Я думал, что он заболел, что что-то случилось, поскольку такие люди не исчезают просто так. Но недавно мой менеджер мне сказал: «Знаете, почему тогда не состоялись гастроли по Испании? Многим не понравилось, что Вы не сыграли на бис, что Вы не улыбались. Поэтому Вас и не пригласили снова».

Музыка для меня - своеобразный ритуал. Он не согласуется с ужимками, с прыжками. Я работал долго с Жозе ван Даммом. Он, как все великие певцы, мало двигался. Мне все это - проявления внешней энергии - неприятно. А длинные платья - то есть все то, что напоминает о ритуале, все, что его подчеркивает - мне помогают. 

Энергия



Существует неприятная точка зрения, которая перекликается с тем, что говорил мне и директор фестиваля в Вербье: нужны харизматичные музыканты; люди любят энергию. В этом, казалось бы, нет ничего плохого. Но в музыке нужна не внешняя энергия, жесты, сверкание глаз. Нужно, чтоб энергия пронизывала исполнение самой музыки. Одних внешних проявлений энергии, улыбок или бисов, не достаточно. Интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзен мне говорит:

«Денег у нас очень много, но нужно еще больше. И я вынужден приглашать пианиста Х, потому что на него съезжаются все парикмахеры Европы. Я лично на его концерты не хожу».

Вот есть пианистка Элен Гримо. Она написала книгу о том, как жила с волками. Да, бестселлер. Написано ужасно, и вообще, я сомневаюсь, что это правда. Но все это не важно. Важно, что это имеет успех: хрупкая девушка живет с волком. Я хочу, чтобы музыканты занимались музыкой, а не улыбками и волками. О чем вообще музыканты пишут в своих книгах? Там я играл 12 бисов, и публика хотела еще, но выгнали пожарники, тут я забыл скрипку, там я забыл жену. Все это чепуха. Я понимаю, что интересно читать Пруста и воссоздавать по книгам его биографию. Но эта биографическая чушь, что выходит из-под пера знаменитых музыкантов, издается большими тиражами. Пусть лучше музыканты занимаются музыкой, а писатели пишут, не думая о тиражах. Тогда наш мир станет лучше.

Композиторы и исполнители. Аутентизм

 

Я начинал с Моцарта, и долго моим любимым композитором был Моцарт. Потом я постепенно перешел к Баху, затем добрался до Бетховена, и потом до Шуберта. Но если бы меня приперли к стенке и потребовали назвать одно имя, я бы сказал: Бах. Я слушаю «Искусство фуги». Думаю, что в музыке ничего лучше нет. Там никакой суеты, никаких побочных партий.

У меня есть возражения не против барочной музыки, а против засилья барочных исполнителей. Нужно уметь играть на инструменте. Иногда музыкант идет в барочную музыку, потому что не может сыграть Каприс Паганини. Кроме этого меня в барочниках смущает еще одно обстоятельство. Скажу прямо: когда Рахманинов играл, он не позволял себе говорить: это должно быть так. Ну, Тосканини мог такое сказать. Мне не нравится, когда даже Арнонкур говорит: да, я могу слушать игру Серкина, хоть это и не правильно. Я не верю, что барочники абсолютно точно знают, как правильно нужно играть. Если эта «истина установлена» - значит, музыка лишена пространства, она узкая. Правда музыки есть, но одна многосторонняя.

Книги


Меня попросили сделать цикл лекций о музыке в Японии. Потом я кое-что дописал, и издал книгой во Франции. Там есть главы «Метафизика и музыка». «Тишина». Всего девять с половиной эссе. В моей книге, что вышла в России под названием «Что такое музыка», есть большое эссе о Брамсе, эссе о Бетховене, о Бахе. О музыке можно говорить профессионально. Это блистательно делал мой педагог Юрий Николаевич Холопов. Но мне показалось интересным подобраться к музыке со всех сторон - со стороны архитектуры, поэзии, философии.

Литературы как искусства давно уже не существует. В живописи что-то происходит, в музыке тоже, есть Арво Пярт, Сильвестров, отчасти Мартынов, к примеру. В архитектуре я не считаю, что происходит что-то необыкновенное, хотя мне многие говорят: надо поехать в Берлин, в Америку. Но я что-то пока не спешу.

Второй шанс

Всегда нужно давать себе второй шанс. Например, великий писатель Музиль, которого я люблю сегодня больше чем Пруста - когда я прочитал его вначале по-французски, потом по-немецки, и потом еще по-английски - я почувствовал, что не достоин этого. Но я продолжал открывать книги Музиля. И, в результате, очень его полюбил. Сегодня люди отворачиваются от того, что им не нравится сразу. Кто-то сказал, что большое произведение откликается на струны эпохи, но это поверхностный взгляд. Как сказал Юнг, нужно добраться до архетипов.

Архетипы

Сегодня мало стать великим, нужно стать легендарным. А кто сегодня легендарный? Вот Гульд был легендой, Рихтер. Микеланджели. Гилельс. А у кого из современных пианистов есть такой шанс? Борхес говорил, что у писателей конца XX века нет темы. Например, Кафка ассоциируется с лабиринтом, с неприступным замком, Генри Джеймс с узором на ковре. Эти писатели добрались до какого-то архетипа. А остальное - это очень поверхностные встречи, ах, «интересно почитать», но все это быстро заканчивается.

Например, Рахманинов добрался до архетипа rubato. Его владение временем, сжатия, расширения музыкальной ткани можно изучать с хронометром.

Великих артистов сейчас нет

Есть такой принцип в демократии: каждый человек может высказать свою точку зрения. Но если человек некомпетентен - ему не нужно высказываться. Конечно, клиент всегда прав. Но прав он, наверное, в магазине, а не в концертном зале и не на выставке живописи. Впрочем, публика часто бывает и права, и некомпетентность - это не вина публики, это проблема того, что нет великих артистов. Потому что только великие артисты могут воспитывать публику. Взять даже качество инструментов - Стейнвеи становятся все хуже. Если бы был жив Гилельс, Микеланджели - качество роялей было бы выше.

Интендант прошедшего зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер мне рассказывал, как знаменитый дирижер разговаривал по телефону за минуту до своего выхода, когда оркестр уже сидел на сцене. Как знаменитый пианист шесть часов в день концерта возился с роялем, вставлял новые молоточки. Я ответил: «Знаешь, меня даже больше интересует, что вы делали после концерта, в какой ресторан ходили, о чем говорили. И вообще: ты плакал на концерте? Да? - тогда не о чем говорить. Нет? Не плакал - тогда тем более не о чем говорить, концерт не состоялся».

У меня всегда стояли слезы в глазах, когда я слушал Гилельса. Сейчас мне трудно представить себе, что я плачу на концерте. Самое большое наслаждение какое можно получить в концертном зале - это слушать игру великого оркестра под управлением великого дирижера. Я помню концерты Караяна, Мюнша. Воздух светился. Вальпургиева ночь. Но сейчас таких нет, и поэтому я не концерты не хожу.

Да, и я буду об этом говорить. И мой голос сегодня, к примеру, услышан, и для меня этого вполне достаточно. Мне Гилельс это завещал. Знаете, я вообще люблю громкие слова, люблю слово метафизика, люблю большие темы. Я романтик до мозга костей. Сейчас существуют тихие слова, не в смысле тишины, а в смысле слабости. Если я буду молчать, я почувствую себя ущербным. Должен быть баланс. Если не будет таких людей как я, не будет баланса.

Величие и пространство

Сейчас люди ставят перед собой очень простые задачи: добраться из пункта А в пункт Б кратчайшим путем. И это им удается. Но, если задаешься очень легкой целью и блестяще ее достигаешь - это для меня не интересно. Дело даже не в величии, дело в пространстве, и нужно это пространство пересечь. Если бы я не чувствовал себя призванным, способным пересечь это пространство, я бы этим не занимался. Например, в детстве я увлекался шахматами, изучал дебюты, но однажды мальчишка из деревни, где я проводил лето, с легкостью меня за 15 ходов разбил. Я интересовался математикой, но на олимпиаде не смог решить ни одной задачи. Я понимал, что здесь для меня нет пространства. А в литературе, в музыке у меня есть пространство, которое я могу пересечь и заполнить.


Запись и обработка текста Марины Аршиновой


Афиша

Большой зал
Репертуар

Январь
Февраль 

 

 Видео

 

 

 Специальные проекты:

Дневник гастролей 

Беседа перед концертом

Творческие встречи

Концерты в Фойе

Конкурсы


Информационный центр 
Филармонии

 Музыкальная
библиотека

 
Детские рассказы и рисунки

Орган

Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА
Часы работы кассы
с 11.00 до 20.00,
(в дни концертов до
окончания антракта)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 710-42-90


Касса МАЛОГО ЗАЛА
Тел.(812) 571-83-33
часы работы кассы
с 11.00 до 19.00,
(в дни концертов до 19:30)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 571-42-37

© 2000-2012, Copyright Saint-Petersburg Philharmonia®
Web-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru