Репертуар
Площадь искусств, Музыкальная коллекция
Административные и художественные службы филармонии
Информация о филармонических оркестрах и дирижерах
Гастроли оркестров
Историческая спрaвка
Пресса написать письмо в  Большой зал
Спонсоры написать письмо в Малый залНа ГлавнуюEnglish version
перейти на главную страницу нажмите, чтобы добавить сайт в избранное перейти на главную страницу

продолжение...

Фотогалерея

После революции 1917 года прервались как традиция публичных концертов, так и использование органа в медицинской практике, и он перестал звучать. На рубеже 20-х – 30-х годов специальной Органной комиссии удалось перенести несколько ценных органов из закрывавшихся церквей в различные учреждения культуры Ленинграда, что чудом спасло их от уничтожения. Орган из Акушерского института летом 1931 года перенесли в Большой зал Филармонии, и 1 октября 1931 года он возобновил свою концертную жизнь после долгого перерыва, когда профессор консерватории И.Браудо исполнил партию органа в Торжественной прелюдии Р.Штрауса с симфоническим оркестром. Первый сольный органный концерт в Филармонии 16 декабря 1931 года сыграл известный немецкий органист Альфред Ситтард. Чтобы освободить больше места для оркестра, в 1936 году орган был сдвинут вглубь сцены, пульт был перенесён в центр инструмента и смонтирован на возвышении. Тёмный дубовый корпус органа покрыли белой краской, чтобы он лучше соответствовал интерьеру зала. Был отключён механизм, управлявший створками жалюзи общей деревянной коробки, так как звучание инструмента, рассчитанное на сравнительно небольшой зал Института Отта, не наполняло Большой зал Филармонии на 1300 мест. После войны техническое состояние инструмента стало ухудшаться, и орган в конце 50-х годов даже хотели разобрать, а трубы отправить на переплавку. К счастью, благодаря вмешательству известных музыкантов, эти планы не были осуществлены. В 60-е годы на этом органе выступали всемирно известные органисты из Германии Й.Кёлер, А.Веберзинке, К.Рихтер. Сформировалось целое поколение слушателей, полюбивших красивое, мягкое, тёплое и благородное звучание этого романтического инструмента. Однако к концу 60-х годов механизмы инструмента были уже сильно изношены и требовали капитального ремонта. Чешская фирма «Ригер-Клосс», получив заказ на реконструкцию органа по чисто политическим мотивам, предложила проект, сильно изменявший звуковой образ инструмента. К сожалению, он был утверждён комиссией, состоявшей из советских органистов других городов страны, каждый из которых пытался изменить диспозицию органа в соответствии с личными вкусами. В итоге, в 1972 году инструмент был расширен, многие старые регистры Валькера заменены новыми, была изменена интонировка оставшихся немецких труб, часть из них была обрезана, переставлена на другие места. В старый объём органного помещения было поставлено гораздо большее количество труб (64 регистра), поэтому их звучание перекрывало друг друга, а для устранения даже небольшой неисправности приходилось разбирать значительные части инструмента, так как доступ к ним был затруднён. Был уничтожен исторический фасад органа, а новый совершенно не соответствовал архитектуре зала. Пульт был заменён на новый, передвижной, с большим уродливым шлангом. Технические решения уже тогда были морально устаревшими. В довершение всего, новые регистры плохо сочетались со старыми, создавая впечатление, что в одном органе живут как бы сразу два разных инструмента. Выиграв в силе звучания, инструмент потерял в его красоте, став резким и грубоватым. Скоро появились многочисленные технические проблемы, а в начале 90-х годов состояние инструмента стало катастрофическим, отдельные ноты и целые регистры переставали звучать. Само время подтвердило, что орган был реконструирован чешской фирмой крайне неудачно как с технической, так и с художественной точки зрения.
В 1996 году известный немецкий реставратор К.Шеффлер провёл экспертизу органа, предложив его реставрацию в стиле романтического органа Валькера, чтобы уровень инструмента соответствовал уровню ведущего концертного зала города. В связи с 300-летием С.-Петербурга, правительство Германии выступило с инициативой финансирования реставрации органа как главного подарка Германии к юбилею города и вклада в дело сохранения немецкого культурного наследия в России. Необходимо было восстановить характерное валькеровское романтическое звучание органа на основе диспозиции 1903/1910 годов с её небольшим расширением в духе Валькера, чтобы орган по своим размерам и звучанию соответствовал параметрам Большого зала Филармонии, а также реконструировать фасад органа по сохранившимся фотографиям и чертежам. Техническая сторона должна была отвечать всем современным требованиям. В рамках Европейского Союза был проведён международный тендер, который выиграла одна из лучших органостроительных фирм Европы – «Йоханнес Клайс» из Бонна. Летом 2003 г. орган был разобран и вывезен в Бонн, где целый год над ним «колдовали» специалисты фирмы Клайс. Летом 2004 г. орган вернулся и был тщательно смонтирован и озвучен, вновь обретя исторический внешний вид и благородное звучание. Финансовый вклад Германии составил 1.300.000 Евро. Организатором проекта стало GTZ. В экспертную группу вошли лучшие немецкие специалисты, профессора М.Бальц и Р.Менгер, а от России – Д.Зарецкий, А.Панов и Ю.Пронцкетис. Отреставрированный инструмент был торжественно открыт 14 января 2005 года в присутствии президентов России и Германии В.В.Путина и Х.Кёлера.
Реализация проекта стала знаковым явлением для России и Германии, воссозданием системы взаимоотношений двух стран, существовавших на протяжении более чем двух столетий и, к сожалению, разрушенных в 1914 г. Впервые в Санкт-Петербурге появился высококлассный концертный орган, один из лучших не только в России, но и в Европе.

Д.Ф.Зарецкий

 


Афиша

Большой зал
Репертуар

Январь
Февраль 

 

 Видео

 

 

 Специальные проекты:

Дневник гастролей 

Беседа перед концертом

Творческие встречи

Концерты в Фойе

Конкурсы


Информационный центр 
Филармонии

 Музыкальная
библиотека

 
Детские рассказы и рисунки

Орган

Касса БОЛЬШОГО ЗАЛА
Часы работы кассы
с 11.00 до 20.00,
(в дни концертов до
окончания антракта)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 710-42-90


Касса МАЛОГО ЗАЛА
Тел.(812) 571-83-33
часы работы кассы
с 11.00 до 19.00,
(в дни концертов до 19:30)
перерыв с 15.00 до 16.00
Справки по Тел. (812) 571-42-37

© 2000-2012, Copyright Saint-Petersburg Philharmonia®
Web-мастер сайта

Рейтинг@Mail.ru